мЮЬХ ОХРНЛЖШ

 

сУНД ГЮ ДНЛЮЬМХЛХ ФХБНРМШЛХ
оНДОХЯЮРЭЯЪ ОХЯЭЛНЛ

яНДЕПФЮМХЕ:

О чем лают собаки// Е.С.Непринцева, М.Б.Корнилова
Предисловие
О языке собак
Диалог с другом// Е.С.Непринцева, М.Б.Корнилова

О чем лают собаки// М.В.Рутовская
Как и о чем «разговаривают» собаки?
Лай на службе человеку

Запахи в жизни собак// Е.В.Котенкова, А.В.Суворов
Что может собачий нос?
Как собаки обмениваются «пахучей информацией»?
Зачем человеку собачий нос?


Как воспитать собаку
Детство, отрочество, юность// Н.М.Доманова
Системные принципы дрессировки// В.С.Варлаков, И.И.Затевахин
Собака в семье. Биологические предпосылки
Эволюция взаимоотношений
Биосоциальные предпосылки
Физиологические и этологические принципы дрессировки
Функциональная система поведения
Теоретические предпосылки нервно-психических перегрузок при дрессировке
Системный подход в практике дрессировки
Определение
Методы обучения
Классификация методов дрессировки
Еще раз о подкреплении
Общие принципы и этапы формирования навыков
Стадии дрессировочного процесса
Основные правила

Собака глазами владельца
Средний шнауцер: семейный портрет// Н.Н.Мешкова, Л.М.Фомина
Если в доме ротвейлер// Е.С.Непринцева, М.Б.Корнилова
Из жизни собаки Баскервилей// Н.В.Ангизитова
Зарисовки с натуры// Н.М.Кулюкина

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Вулкан

(М.В.Рутовская)

Слух у собак развит хорошо, чувствительно выше, чем у человека, да и диапазон частот, которые могут слышать собаки, шире. Они хорошо различают ультразвуки, и в некоторых случаях дрессировщики используют ультразвуковые сигналы вместо голосовых команд. Собаки всегда активно пользуются слухом для контроля обстановки - шорохи, стук, человеческая речь и голоса сородичей. Акустическая сигнализация играет у диких предков собак второстепенную роль и имеет преимущество тогда, когда другие коммуникационные каналы работают плохо из-за условий окружающей среды: ночью, на больших расстояниях, в закрытых местах обитания. Поэтому набор звуков у волков и шакалов не велик. Для собак же акустический канал приобретает более важное значение благодаря тесному общению с человеком, для которого речь и голос - основное средство коммуникации.

Звуковые системы общения у людей и у собак принципиально отличаются. Акустическая коммуникация собак, как и всех остальных животных, относится к первой сигнальной системе. Звуки, составляющие первую сигнальную систему, отражают эмоциональное состояние зверя, его мотивационное состояние - голод, агрессию, половое возбуждение и так далее. Человек также пользуется первой сигнальной системой; к ней относятся такие звуки, как смех, плач, различные возгласы, крики испуга или боли, стоны. Голос каждого отдельного зверя имеет свои характерные особенности, по которым партнер может определить его индивидуальную принадлежность, а также пол, возраст. Речь человека относится ко второй сигнальной системе, у которой одно из главных отличительных свойств - возможность передавать информацию об удаленных во времени и пространстве событиях. Человек может рассказать слушателю о своих чувствах, о предметах и их свойствах, о действиях, происходящих с ним или другими действующими лицами сейчас или в далеком прошлом, фантазировать о будущем. Это свойство речи американский лингвист Ч.Хоккент назвал "перемешаемостью". Звуки, составляющие человеческую речь, так же, как и звуки первой сигнальной системы, несут и вторичную информацию об индивидуальной принадлежности говорящего, его возрасте, поле, эмоциональном состоянии и настроении. Человеческая речь - явление уникальное, аналогов ее в животном мире пока не обнаружено. Человек учится пользоваться этой системой в первые годы жизни. Способность же к обучению и голосовому подражанию у млекопитающих очень ограничена. Каждый вид имеет свой строго генетически запрограммированный репертуар звуков, но изменчивость их, отражающая каждую конкретную ситуацию, может быть довольно велика. Это и позволяет животным передавать значительную информацию об их состоянии.

Обучить собаку издавать звуки, не характерные для нее, практически невозможно, а научить понимать значение этих звуков - задача вполне реальная. Опыт показывает, что понимание значения звуков возможно не только между особями своего вида, но и даже между представителями разных классов животных. Например, в открытых ландшафтах на свист птицы-каменки, предупреждающей сородичей об опасности, реагируют вполне адекватно суслики и сурки, и наоборот, а тревожный стрекот сорок настораживает все лесное население.

Взаимопонимание возможно, с одной стороны, благодаря индивидуальному опыту каждой особи, а с другой - благодаря общим закономерностям кодирования информации с помощью звука. Человеческая речь, вернее, ее носитель - голос, подчиняется тем же закономерностям, что и обусловливает хорошее взаимопонимание между владельцем и его собакой.

Некоторые из этих закономерностей были сформулированы Е.Мортоном в 1977 году. Они известны как мотивационно-структурные правила. Мортон выделил в поведенческом спектре "конечные точки": враждебность и дружелюбие. Сигналы, отражающие враждебные настроения партнеров, представлены резкими широкополосными звуками (например, рычание, рев), дружелюбные сигналы - звуками чистыми и относительно высокочастотными (например, скуление). Низкие звуки обладают отпугивающим действием, а высокочастотные - привлекающим.

Существует точка зрения, что эти закономерности связаны с различием в голосах взрослых особей и детенышей. У всех молодых животных голос выше и тоньше. Высота звука определяется длиной звуковой волны, которая в свою очередь прямо зависит от размеров гортани - длины голосовых связок, таким образом, чем мельче зверек, тем меньше длина его голосовых связок, тем короче длину волны он может воспроизвести, тем выше звук.

Звуки детенышей - писки, скуления - привлекательны для самок, они же снимают агрессию у других взрослых особей. По мере роста зверя грубеет его голос, но у некоторых взрослых животных издаваемые ими тонкие высокочастотные звуки свидетельствуют об их подчиненном положении. У взрослых животных голос отличается тембром, зависящим от пола и физиологической зрелости зверя, его умения управлять своими голосовыми связками.

Звуки, издаваемые животными в каждой конкретной ситуации, различаются не только в зависимости от вида животного и индивидуальной особенности зверя, но и у каждой отдельной особи в зависимости от ее эмоционального состояния. Эмоциональная окраска сигнала определяется его ритмической структурой. С повышением возбуждения у зверя увеличивается длительность отдельных сигналов, уменьшаются интервалы между ними, повышается тональность звука и его интенсивность и так далее.

Индивидуальный опыт общения с конкретными партнерами помогает животным хорошо понимать друг друга. Возвращаясь к проблеме общения собаки и человека, необходимо отметить, что упомянутые выше правила, бесспорно, помогают человеку понять оттенки звучания разных сигналов его спутников, а их по интонациям и эмоциональной окраске голоса хозяина узнавать, в каком он настроении и что хочет от своего питомца.

Собаки быстро начинают понимать не только интонации, но и отдельные значения слов, связывая их с конкретными предметами и действиями. Число слов и даже фраз, которые могут понимать собаки, исчисляется сотнями. Слова, фразы собаки запоминают не только в результате специального обучения, но в обычной жизни - при общении с членами семьи, в процессе воспитания. При этом их аналитические способности слуха позволяют различать речевые звуки на основе тех же признаков, что и человеку. Все домашние собаки прекрасно понимают смысл многих слов. Особенно хорошо она запоминают названия пищевых продуктов. На такие слова, как "кушать", мясо, "молоко", "печенье", "косточка", "сухарик": собака реагирует с явным пониманием их смысла, независимо от интонации, с которой они произносятся. Она возбуждается, облизывается, глядя на хозяина, лает и с готовностью бежит на место, где ее кормят, или к холодильнику. Причем в зависимости от того, что она больше любит, различается степень возбуждения. Название особо любимых вещей сразу вызывает у нее бурную реакцию: она лает, подпрыгивает на месте, стремглав бежит к шкафчику, где держат лакомство, если произнести название обычной пищи, то пес может просто насторожится или облизнуться.

Наши собаки знают имена членом семьи и наших знакомых, клички своих приятелей и врагов и даже названия мест, где они часто гуляют. Прекрасно различают они "пошли гулять" и поехали - значит, предстоит дальняя вылазка с хозяином, чему они бывают страшно рады. С удивлением замечаешь иногда, как с пониманием реагирует собака на целые фразы. На прогулке бросишь ей вскользь: "Подожди меня!" - и смотришь, она стоит, обернувшись на тебя и терпеливо ждет. Скажешь ей: Отойди, пожалуйста, я сейчас занята - и она, вздохнув, отходит, ложится на место, терпеливо ожидая, когда ты обратишь на нее внимание. Собираешься в командировку - она радостно крутится около сумок, полагая, что ее тоже берут. Говоришь ей: "Я тебя не возьму, ты останешься дома" - и она понимает, отходит и грустным укоряющим взором провожает тебя.

Но все же собаке легче ориентироваться на интонацию. Скажите своему питомцу ласково: "Какая противная собака" - и он воспримет это как похвалу, а теперь резким голосом: Красивая собака или "Хорошая собака" - и она решит, что ее ругают. Но, с другой стороны, она будет недалеко от истины, ведь интонация может поменять значения фразы с точностью до наоборот. К.Лоренц приводит в своей книге два примера дифференцированного реагирования собак на близкие по созвучию слова. Так, у знатока психологии животных Сарриса, имевшего трех овчаров с похожими именами: Харрис, Арис и Парик, все овчарки четко различали свои клички, и реагировала только та, к которой в данный момнт обращались. Шнауцей Аффи по-разному реагировала на слова "Катци", Шпатци, "Наци" и "Эйкхатци", обозначавшие соответственно котенок, "воробушек", кличку ручного ежи и "белочку".

Для того чтобы собака освоила значения слов и фраз, необходимо регулярно обращаться к ней короткими фразами с различной интонацией. А владельцу понять своего питомца поможет наблюдательность и знание того, что эти звуки означают при общении собак между собой.


ВХРЮРЭ ДЮКЕЕ




цКЮБМЮЪ | йНМРЮЙРШ
лЮРЕПХЮКШ, ПЮГЛЕЫЕММШЕ МЮ ЯЮИРЕ, ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ГЮЙНММШЛ БКЮДЕКЭЖЮЛ.